предвкушаю…
Зоя Ященко. Группа «Белая гвардия».
Это история одного студенческого заработка. Со своими плюсами и минусами, со своими выводами…
Началось все с обыкновенной случайности. Был день нашего небольшого города, чудесный летний выходной, когда, казалось, все жители, не имеющие дач, высыпали на нежно-зеленую набережную отдать дань организаторам праздника. Мы, молодежь с «утонченными» вкусами, сентиментальные романтики, слушали концерт местных бардов в отдалении от общего веселья, расположившись на лужайке. Гитара – неизменный атрибут наших сборищ – безмолвствовала до тех пор, пока не возникла мысль сбегать за мороженым. Чтобы никого не утруждать, решили идти все вместе.
Очередь – следствие жары и праздничного настроения – выстроилась у ближайшего киоска. Веселья ради начали распевать «коллективные» песни, кто-то перевернул в моей руке кепку и… посыпались монеты. За 20 минут мы заработали на мороженое для всей нашей компании.
К середине лета я и моя подруга решили попробовать заняться этим «профессионально». Была веская причина: подруге, спустя год после окончания нашего ВУЗа, хотелось поступить в театральное училище, а так как в том году в нашем городе набирали «кукольников», она решила поступать в Новосибирске. Соответственно, требовались финансы.
Наш дуэт состоял из гитары (что попроще играла я, потому что, как говорил великий Окуджава, его творчество началось с игры на трех аккордах, и я знала их немного) и из скрипки (моя подруга – профессиональный музыкант). Несколько песен со скрипкой мы отрепетировали, и – пустили их на конвейер.
Стоит уделить внимание и нашему репертуару, потому что, может, именно из-за него денежной эта «работа» не оказалась. Но для нас, студентов, конечно, она была неплохой. Любителей бардовской песни немного, тем более «женского» направления. А исполняли мы песни З. Ященко («Белая гвардия»), Е. Фроловой, В.Долиной, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, А. Якушевой, М. Таривердиева, А. Дольского и некоторые другие (всех не вспомню), в том числе из разряда студенческой педотрядовской песни неизвестных авторов. Категорически отказываясь исполнять требуемую «Мурку», мы все-таки пришли к выводу, что репертуар надо будет разнообразить. Поэтому появились детские веселые песенки и знаменитая «Ты меня на рассвете разбудишь…» Алексея Рыбникова, которая пробирала слушателей больше всего, что сказывалось на повышении нашей «зарплаты».
Положительный момент в работе фрилансеров – это возможность выспаться. Но для подобной деятельности самое важное – хорошо выбранное место. Начали мы выступления у того же киоска, где благодарными слушателями были, в основном, продавщицы зоомагазина, которые, подперев щеки руками, вздыхали на подоконниках над девичьими страданиями лирических героинь исполняемых песен. Пробовали перемещаться в течение нескольких дней в разные точки центра города: в одних было «опасно» после 6 вечера (гуляющая молодежь иногда бурно реагировала), в других шумно из-за ремонта дорог и из-за недовольных работников гос.учреждений, в третьих была конкуренция, которая мягко нас выпроваживала. Остановились возле художников – продавцов собственных картин, к которым пригласил услышавший нас местный поэт, часто что-то с этими художниками отмечавший.
Таким образом, у нас появилось рабочее место и одновременно «крыша» в лице художников, защищавшая от многих проходящих несуразностей. Представьте себе: гитара, скрипка, распевшиеся голоса, душевные лирические песни, у ног открытый футляр от скрипки в качестве кепки, звон монет… Разве не романтично? Есть, что вспомнить. А заработок мы обменивали в близлежащем магазинчике, что было обоюдно выгодно.
Кстати, о заработке. Иногда он был действительно хорошим, но, насколько помню, 2 или 3 раза за весь период «работы». В основном, таким, что хватало на дорогу до дома, на обед и немного отложить. В итоге, когда подруга добавила к полученной сумме от зарплаты после увольнения (она работала на кафедре), хватило на билеты туда и обратно и на минимальную возможность проживания в чужом городе. Поездка завершилась удачно, поступление в театральное училище состоялось. Не зря старались.
Хотя опыт и небольшой, он позволяет сделать некоторые выводы:
этот вид заработка самый быстрый, требующий только умения игры на инструменте, сам инструмент и минимальных музыкальных способностей;
как в любой фрилансерской работе над вами нет начальника;
для выступлений необходимо найти подходящее место, достаточно людное, безопасное и без конкурентов;
несмотря на то, что эта работа кажется простой, она требует определенных усилий: сложновато целый день жать на металлические струны и исполнять стоя набор подходящих песен;
заработок зависит от репертуара, от артистичности исполнения, и от случайностей и неожиданностей;
положительного и отрицательного от слушателей получаешь почти в равных количествах;
развиваться в музыкальном плане особенно не удается, потому что массе нужны популярные мелодии, которым по ходу дела и обучались;
забыть такое сложно, есть, что рассказать потомкам.
Позже я узнала, что называется наша авантюра стритование (от англ. street – улица). На улицах города, после наших приключений, стало больше появляться любителей, громогласно изображающих свое творчество. Трудно сказать, что на это повлияло.
Только песни, самые популярные, по многу раз нами исполняемые, потеряли свою прелесть. Больше на домашних концертах они не звучали. То ли чувство, с которым поешь любимые песни, к ним исчезло, то ли заездили их вконец, и уже не было удовольствия от потрясающих когда-то стихов и мелодий. И до сих пор не хочется исполнить самую нашу главную, гимн стритования, «белогвардейскую» со словами: